Неделя мясопустная, о Страшном Суде

 Дорогие о Господе отцы, братья, сестры, в нынешний день Святая Церковь установила воспоминания о Страшном грядущем, всеобщем Суде. Это для того, чтобы мы, живущие еще здесь на земле, не проводили дни своей жизни в суете и беззаконии, но заботились о том, что будет с нами, когда будет второе пришествие Господне — когда придет день Страшного Суда.

Для нас очень было бы полезно и важно вспомнить такое повествование Священного Писания. Если вы помните, как в Библии прямо на первом, на втором же или на третьем листе сказано: «Господь Бог сказал, как бы Адам не вкусил от древа жизни и не стал бы жить вечно» (Быт. 3, 22). Вон его из рая. Кажется, да вроде бы и жалко, ну почему, жил бы Адам вечно? Но, будучи изгнанным из рая, Адам стал смертным, а вместе с ним и все мы, потомки его, в Адаме, — слово Божие говорит, — умираем. И мы умираем.

А почему так сделал Господь? Странно кажется, а когда рассудим, то увидим здесь великую милость Божию. Вот, возьмем Святое Евангелие и что мы там читаем? Господь Христос Сам говорит: «Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут» (Ин. 10, 10). Что это такое, что «лишше», то есть что больше жизни? И вот, часто бывает долгие годы человек никак не может найти ответа: Что такое жизнь и больше жизни? И вот, тут же, в Святом слове Божием нам возвещается устами святаго пророка Давида, который говорит: «Яко лучше милость Твоя, Господи, паче живот» (Пс. 62, 4).

Слышите? Если бы Адам имел жизнь, но не было бы милости... Ну, и бесы тоже имеют жизнь и трепещут даже верою, но милости не имеют. А нам в Адаме, и прямо скажем, в смерти Адама, дано восприять, получить и жизнь от Господа, и милость. Каким образом? А вот каким: Бог устроил так, что от Адама пошли потомки и этим потомкам Господь Бог давал слово Жизни, слово Истины. И все те, которые жили во дни своей этой земной жизни, слушали слово Божие и старались жить так, как заповедует Господь — по заповедям, они получали милость Господню все, все получали.

Вот, и ныне нам, в день Страшного Суда, когда каждый из нас понимает, даже, кажется, ребенка спрашивать не требуется. Спрашиваешь каждого человека: «А ты будешь умирать?» Что он ответит: «Да, конечно, — скажет, — буду». Да, все будем умирать, все! А вот что дальше после смерти? А после смерти будет то, что ты здесь заработал, будучи в теле живым. Слово Божие, Апостол говорит: «Каждый получит воздаяния за те дела, которые сотворил здесь на земле в теле своем».

Как, живя в теле — или благо или худо. И это все мы должны знать, знать, что даже за каждое праздное слово нам подлежит дать ответ Господу, а тем более, за худые дела.  Что говорит слово устами самого Христа: «Не обманывайте себя: ни блудники, ни воры, ни сквернители, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).

А потому подобает устроить свою жизнь каждому по закону Божию. Нужно как можно усерднее запоминать каждое словечко Божие, складывать его в свое сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26). Не говорит: «дай мне твои мозги». Это Ленин там о мозгах заботился и другие. А вот нам требуется сердце. Господь требует сердце от человека: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26). «От избытка сердца, — Господь говорит, — уста глаголят» (Мф. 12, 34). Если в твоем сердце избыток худой, значит и уста твои произносят что-то худое; если в сердце твоем изыток добрый, то уста твои говорят что-то доброе.

Но, чтобы всем нам было благо и чтобы говорили мы благое друг другу во славу Божию и на пользу спасения ближнего, нам подобает запоминать слово Божие и полагать его в сердце своем, как некое сокровище драгоценное. Во-первых, драгоценное — это, которое, как хранишь это слово в сердце, оно не пропадает. Это и есть то сокровище, о котором Господь говорит: «Не собирайте себе сокровище на земле, где тля тлит и воры там, и сему подобное, разрушают, но собирайте себе сокровище, — где? — на небесах, где ни тля не тлит, ни воры, никто там не подкапывают, не крадут» (Мф. 6, 19–20).

Что это? Это слово Божие, это слово Христово, о котором Он сам засвидетельствовал, сказал: «Слова, которые Я вам говорю, это суть, дух и жизнь». (Ин. 6, 63). Слышите, если в сердце нашем слова Господни Божии складываются, значит мы живы, значит хотя бы в гроб положили, а мы живы.

Вспомните, житие в «Лествице», как повествовалось о послушнике Акакие, там был старец, а Акакий был очень послушным и, в конце концов, он скончался. Игумен пришел, старец жалуется, говорит:
— Вот, Акакий, послушник умер.
А игумент говорит:
— Нет, не может быть;
— Да умер!
— Нет, не может быть!
— Отче, умер, вон, пойдем в гробу посмотрим;
— Пойдем.

Приходят. Гроб лежит и Акакий мертв. И спрашивает игумент: «Акакий, ты умер?».  Вдруг он встает и говорит: «Отче, нет, послушники не умирают». Смотрите, какое нам назидание: послушание, почтение родителям своим и старшим — это чрезвычайно важно для нашего спасения.

Вот, дорогие о Господе братья и сестры, в этот день, когда Святая Церковь воспоминает грядущий день Страшного Суда, о котором сказано: «Никто же весть, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф. 25, 13). Да, и еще: «Грядет час, в оньже все сущие во гробе услышат глас Сына Божия» (Ин. 5, 25). Слышите? Услышат! Как? Они уже в прах, в пепел превратились. Да, услышат — это сила и воля Божия, которой все подвластно. Да, услышат и восстанут. Те, которые жили на земле в плоти, делая добрые дела, восстанут живыми, а те, которые делали худые дела во плоти, восстанут мертвыми. Да, вот так. И сам Господь говорит: «Верующий в Сына уже не судится, а неверующий уже осужден, яко не веровал в Сына Божия» (Ин. 3, 8). А в чем же суть состоит? А в том, как объясняет сам Господь, «суть состоит в том, что свет пришел в мир, а люди больше возлюбили тьму, … потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19).

Вот, чтобы не было с нами вот такой беды, вот, мы сейчас живем и свет Божий светит, какой бы этот мир не был, какой бы он не был безобразный, какой бы он не был бы страшный, какой он был бы ... ну, и слова мы не найдем, а свет все равно светит Божий, и никакая тьма объять его не сможет. Кто в сердце своем слагает этот свет, то есть слова Божии, тот не судится, не будет судим.

Вот, в день этот, когда воспоминает нам Церковь о дне Страшного Суда, мы должны позаботиться. Конечно, можно было бы еще много, много говорить, но да поможет нам Христос Господь молитвами Пречистой Владычицы Богородицы, Ангелов Хранителей наших и всех святых угодников Божиих, жить так, как заповедовал нам Христос Господь, то есть жить так, как Он заповедует Своими святыми живоносными словами. Спаси всех вас Христос Господь.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)
optina.ru

Икона дня

Православный календарь

Мысли святых

Не бойся быть близким Богу и далёким от развращённого мира.

Преподобный Моисей Оптинский