Великий Пост

 Великий пост состоит из 40 дней (Четыредесятница); двух праздничных дней, Лазаревой субботы и вербного воскресенья, а также страстной седмицы. Всего 48 дней. Его называют Великим не только из – за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине Великого значения этого поста в церковной жизни христианина.

    Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели Мытаря и Фарисея. Сначала третьей седмицы и до его конца мясо на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговении во времени пасхальной трапезы. Вся третья седмица называется также сырной, или масляной, просторечии масленицей, потому что основной пищей во время не является молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

     За три недели до Великого поста, воскресенье, когда читается  на Литургии евангельский текст притчи о Мытаре и Фарисее, в богослужение начинают пользоваться Постной Триодью – книгой богослужебных текстов. Именно эта книга определяет особенности богослужения во время Великого поста.

  На кануне воскресенья, которая получила название «Неделя о Мытаре и Фарисее», на всенощном бдении поют особую покаянную молитву «Покаяние отверзи ми двери…». Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощный по 5-ю неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.

   «Неделя о блудном сыне» - вторая подготовительная неделя. В воскресенье за Литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На кануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение «На реках вавилонских…».

    «Неделя о Страшном суде» - третья подготовительная неделя. Воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется мясопустным, ибо это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо уже есть нельзя.

    На кануне мясопустного воскресенья поминаются все усопшие. Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей.

    «Неделя об Адамовом изгнании» - прощенное воскресенье. В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и у друг друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелии, в знак искренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и у друг друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

    Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во – первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная Литургия (кроме нескольких праздников); а в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям Литургия Василия Великого.

  Во – вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по псалтири, пения становится гораздо меньше.

   В – третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

  Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещаю храм, чтобы не пропустить особых служб.

Основанные из них следующие.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА. Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром первая Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после Литургии, молебен освящение колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо – это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия – восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.

ВТОРАЯ СЕДМИЦА. В субботу поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия – поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением. Она уже вошла в благочестивую традицию.

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА. В субботу поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Окрест остается в центре храма всю неделю.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Эта седмица более строгого поста, чем 2- и 3-я. В среду – преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

ПЯТАЯ СЕДМИЦА. В среду вечером «Мариино стояние». Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается  канон Андрея Критского. Ради этого литургия Преждеосвященных Даров совершается в четверг. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. Накануне за вечерним богослужением читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА. В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на четвертый день после его смерти, - Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи…» и «Чертог Твой Это – напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, небесным Женихом душ наших, в Его Царствии – прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий Четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения – Евхаристию. В этот день все. Кто может, причащаются Святых Христовых Таин.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтения все стоят со свечами. Свечу. горевшую во время чтений « 12 евангелий»,  называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую Пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы – вышитой иконой Спасителя, снятого  с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы, плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую Субботу утром свершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 Паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и о Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств  - куличей, пасок, яиц, мясов. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужения Постной Триоди, таким образом, заканчивается и сам Великий пост.

Икона дня

Православный календарь

Мысли святых

Любовь силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь.

Свт. Василий Великий