Сайт создан по благословению епископа
Карагандинского и Шахтинского Севастиана

Лествица Великого поста.

09.03.2019

Сорок восемь дней молитвы, покаяния и духовного очищения.

Великий Пост — самый древний и самый продолжительный из всех постов Православной Церк­ви. Его часто называют «весной духовной». В этот период следует оставить мирские заботы, чтобы посвятить как можно больше времени углубленной работе над собой, укреплению нрав­ственных сил и воли. Мы предлагаем читателям пройти святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу — ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встре­че с Воскресшим Живодавцем Христом.

 

Великий пост напоминает нам о сорокадневном по­сте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную неделю и за­тем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.

Призваны все.

В этом году Великий пост начинается 4 мар­та. Святая Церковь установила три подготови­тельные седмицы (промежуток времени в семь дней) и четыре Недели (что в переводе с церковнославянского значит «воскресный день»). В первую Неделю читается отрывок из святого Евангелия о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), напоминающий верующим о вреде превозноше­ния над их невоцерковленными близкими, а последним, в свою очередь, о возможности с покаянным чувством взыскать Господа. Обето­вание о том, что все обратившиеся к Богу будут Им приняты и вознаграждены, дается на второй Неделе, когда читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32). Участь же пренебрегших Госпо­дом и слава, предназначенная верным Ему; — содержание евангельского чтения на Неделе о Страшном Суде: Сам Господь говорит о , том. как будет судить нее народы (Мф. 25:31-46). Един­ственная возможность избежать Суда, оказать­ся но правую руку Господа, — исполнение Его заповеди: «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6:37), ей посвящена последняя Неделя — Про­шеное воскресенье. «Ибо если вы будете прощать подам согрешения их, — говорил Господь в Нагор­ной проповеди. — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, людям согре­шения их, то и Отец ваш не простит вам согре­шений ваших» (Мф. 6:14-15). По традиции в этот день все просят друг у друга прошения и с чистой совес­тью входят во дни Великого поста.

Постное время светло начнем!

В первых великопостных песнопениях все призываются очистить не только плоть, вкушая пищу растительного происхождения, но и душу, как от пиши, воздерживаясь от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать... по-чаще бывать в эти дни в храме и укрепляться в молитве. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! — коленопрекло­ненно обращаются к Подвигоначальнику, Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Пост — это время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привы­чек, стяжания легкости и простоты, способнос­ти к самопожертвованию и принятию Боже­ственой благодати.

Православные христиане в дни Великого поста следуют составленному святыми отцами уставу трапезы. Особой строгостью воздержания в пище отличаются первая, четвертая и после­дняя, Страстная, седмицы поста. Однако о мере своего воздержания нужно посоветоваться со священником и обязательно взять благослове­ние на пост.


 

История установления Великого поста

Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. Уже во II — III вв. в ночь перед Пасхой совершался пост в воспоминание Христовых Страстей, который заканчивался на рассвете перед Таинством Евхаристии. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Он мог продолжаться от 40 часов до семи дней. В течение 40-часового поста ранние христиане полностью воздерживались от пищи.

Позднее, во второй половине III и в IV в. встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, изначально он не был связан с Пасхой, а проводился после Богоявления как воспоминание 40-дневного поста Спасителя в пустыне и лишь позднее стал предпасхальным постом.

Еще один предшественник Великого поста предкрещальный пост. После II в. cтановится распространенной традиция принимать Крещение в Пасхальную ночь. Обязательной частью подготовки к Таинству являлся пост. Вероятно, с течением времени пост перед Крещением и предпасхальный пост объединились в один.

Святитель Афанасий Великий (ок.298-373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на 40-дневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за шесть недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока.

Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV- начале V вв. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был не одинаков, различалась и сама традиция проведения поста. 69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».

Великий пост состоит из святой Четыредесятнииы (продолжительностью 40 дней) и из Страстной седмицы. Четыредесятница знамену­ет собой 40-дневный пост Иисуса Христа в пус­тыне, а Страстная седмица установлена как вос­поминание последних дней жизни, страда­ний, крестной смерти и погребения Спасителя. Каждая седмица имеет определенный смысл и символику.

 

Икона дня

Православный календарь

Мысли святых

Любовь силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь.

Свт. Василий Великий