Сайт создан по благословению епископа
Карагандинского и Шахтинского Севастиана

К чему ведет Великий пост

25.03.2016

ИЗДАВНА ИДЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОКАЯННЫМ ПУТЕМ ПОСТА И МОЛИТВЫ, СКВОЗЬ ТЕРНИИ ГРЕХОВ И ДУХОВНЫХ ПАДЕНИЙ – К СЧАСТЬЮ БОГООБЩЕНИЕ, К РАДОСТИ ЦЕЛОМУДРИЯ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ ЧЕРЕЗ ОЧИЩЕНИЕ СВОЕЙ ДУШИ – К ПАСХЕ ГОСПОДНЕЙ. ВОТ ПУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ВЕРНЫМ СПУТНИКОМ, ПОВОДЫРЕМ НА ЭТОМ ПУТИ МОЖЕТ СТАТЬ МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА, ЗВУЧАЩАЯ НА УСТАХ В СЕРДЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОТ УЖЕ ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. МОЛИТВА, ПОЛАГАЮЩАЯ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БОГОУГОДНОЙ ЖИЗНИ. МОЛИТВА, ЯВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ БЕСЦЕННОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВЕРЫ И ДУХОВНОГО ОПЫТА ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ПОДВИЖНИКОВ ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

   Если постараемся вспомнить всю свою жизнь, то убедимся, что именно слова, связанные или несказанные, принесли больше всего страданий – как нам самим, так и нашим близким.

   Среди всех песнопений и молитв Великого поста эта молитва выделяется особенно. Вслушаемся в эту простую просьбу человека к Богу – что он считает ненужным, опасным для себя, от чего просит избавить его? С чего начинает преподобный свое прошение?

   Он просит, чтобы Господь не попустил ему праздности. Праздность – это не только безделье или лень. Слово «праздный» означает, прежде всего «пустой». От пустоты, пустоты душевной избави меня, Господи! Как много дел бывает у нас, везде нужно успеть – достать ту или иную вещь, посмотреть новый фильм, встретится с друзьями. Но и стоит нам остановиться и задуматься: «Зачем? В чем смысл всей этой суеты и спешки?» - мы услышим только звенящую пустоту. Один поэт сказал: «Жизнь прошумела и ушла…» на что тратим мы этот бесценный и такой кроткий дар – нашу жизнь? Для чего? Во имя чего? Как часто мы радуемся минутам, часам или целым дням отдыха не жалеем о бесцельно, праздно потраченном времени, которого уже не вернуть.

   Как часто оглядываемся мы на прошедший день и не видим там ничего полезного или доброго, сделанного нами. Прошел день, будто и не было его… поэтому и просим мы Господа избавить нас от этого зла – пустоты и бессмысленной жизни.

   Плодом и следствием праздности является уныние. А что такое уныние? Каждому из нас знакомо состояние упадка сил, истощения душевной энергии, необъяснимой тоски. Человек в состоянии уныния не видит смысла, не видит ничего хорошего в своей жизни. Уныние даже может ввергнуть человека во власть диавола, влекущую за собой ужасные последствия – уход из семьи, пьянство, наркоманию, самоубийство собственной души. Диавол, будучи по природе своей, прежде всего, лжецом, лжет человеку о мире и о Боге, о смысле и значении жизни, поэтому мы, желая избавиться от такого порабощения, просим: Господи! Избави нас от уныния! Любоначалие – это не только любовь к власти. Если наша душа не направлена к Богу, не ищет вечных, святых ценностей, она становится эгоистичной, и тогда все вокруг мы рассматриваем с точки зрения пользы, которую хотим извлечь для себя.

    Любоначалие – это отношение к другому человеку с точки зрения пользования им. Выражается оно не только в том, что мы стараемся командовать, властвовать над людьми, но и в том, что мы любим только тех, кто полезен нам, и, наоборот, равнодушны, невнимательны, неуважительны к людям «бесполезным». Человек – единственное из живых существ, которое Господь наделил высшим даром, даром слова. Самого Бога мы называем Словом (Ин.1,1). Однако празднословие, пустые, бесполезные разговоры и болтовня кажутся нам не таким уж страшным грехом. Но если мы постараемся вспомнить всю свою жизнь, то убедимся, что именно слова, сказанные или несказанные, принесли больше всего страданий – как нам самим, так и нашим близким. Обман, оскорбления, предательство, измена, клевета, унижения – все это совершается посредством слова. И словом же выражается и создается добро, красота, мудрость, любовь, уважение, поддержка. Слово может убить и спасти. Мы же с вами живем сегодня Воистину в эпоху празднословия. Телевидение, газеты, радио, книги, школы – все наполнено грандиозным празднословием и лжесловием, которые совершенно забивают наши головы, заполняют их чужими, страшными своей пустотой идеями, не позволяющими нам думать свободно. И уже не остается со Мною, тот расточает (Мф.12,30, Лк. 11,23)

   Словами святого Ефрема Сирина мы просим у Бога даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Живой опыт христианства велит в каждом из этих понятий основу и источник добра. Сегодня слово «целомудрие» почти потеряло свой полный смысл и стало означать только половую чистоту. Целомудрие понимают, как противоположность сексуальному развращению оттого, что изломанность и безумие нашего существования нигде так и не проявляет себя, как в сексуальном разврате, в полной духовной бесконтрольности, в отчуждении жизни тела от жизни души. Но подлинный смысл этого слова гораздо глубже. В нем соединены два понятия: «целостности» и «мудрости».

    Понимание подлинной жизни выражается именно через целостность или цельность (врачи как раз и восстанавливают потерянную цельность нашего здоровья, от чего и именуются целителями), то есть целомудрие – это противоположность распаду, разложению, искажению истины, через возврат к нераздельному пониманию мира, как видимого, так и не видимого, к гармонии тела и души, человека и Бога. Прекрасным, удивительным плодом целомудрия становится смиренномудрие. Оно не имеет ничего общего с унижением себя; смиренномудрие – это победа в человеке правды. Истинному добру, мудрости, правде и силе не нужна гордыня, им нечего скрывать, не нужно притворяться. Смиривший себя человек уничтожает в своем естестве ложь греха и гордость, и становится способен видеть Божие величие и любовь. Ведь, сказано в Евангелии, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6) Говоря о христианском терпении, нельзя понимать его как равнодушие.

   Терпение – это не то, как если бы мы махнули на все рукой. Это – наоборот, сила характера и вера в милосердие Божие, вера в то, что любовь сильнее ненависти, а жизнь – сильнее смерти. Человек грешный нетерпелив, он всегда спешит – спешит обвинить т осудить других. Его понятия обо всем – скорые и неполные. Однако мы с детства знаем: «Поспешишь - людей насмешишь». Поэтому не стоит торопиться, а лучше потерпеть с тем или иным решением, сопоставить свои желания с совестью, с законом Божиим.

   Высшая христианская добродетель, плод всех других добродетелей, всех усилий, - это, конечно, любовь. Но как легко мы произносим это слово, подчас видя за ним только чувственную влюбленность, удовольствие для себя, удовлетворение своих желаний, но не видя за ним ответственности перед теми, кого мы любим и кто любит нас. Но подлинная любовь – это нечто несоизмеримо больше, чем плотское влечение. Все, от чего мы просим Бога избавить нас, является помехой истинной любви, является тем, что не пускает ее в наше сердце. Пустой, никчемный, лживый, гордый, унылый человек не способен любить.

   Он хочет, чтобы любили только его, дарили только ему. Такой человек живет без Бога – он не нужен ему для того, чтобы «просуществовать» свою коротенькую жизнь. Но любовь это, прежде всего, то, что человек дает другому, то, чем он готов пожертвовать. Это изменение себя ради высшей цели. Любовь – это сам Бог, входящий в наше сердце, очищенное покаянием, воздержанием, молитвой, украшенное целомудрием, смирением и терпением.

Икона дня

Православный календарь

Мысли святых

Других ни за что не осуждай, а то и сам таким будешь.

Преподобный Иосиф Оптинский