Сайт создан по благословению епископа
Карагандинского и Шахтинского Севастиана

4 ноября. Память святителя Пимена, Епископа Верненсгого и Семиреченского

04.11.2018

4 ноября в Воскресной школе Никольского храма прошел урок, посвященный 100-летию мученической кончины Епископа Верненского и Семиреченского Пимена. Урок сопровождался видеорядом и показом слайдов.

  

«О, благословенные мученики! О славные и божественные светы,  

которые с радостью противостали всяким мукам,  

и своею доблестью победили и посрамили безбожных тиранов.  

Честь той Силе, которая укрепила вас на ваши подвиги»!

(Гимн святителя Раббулы в честь святых мучеников. Перевод с арамейского языка - епископ Верненский и Семиреченский Пимен)

 

Священномученик Пимен, в миру Петр Захарьевич Белоликов, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны, – дочери священника Иоанна Орнатского.

 

По материнской линии его двоюродными братьями были  известные петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские. А по отцу он находился в родстве со святым Иоанном Кронштадтским…

 

Святой Иоанн Кронштадтский и его окружение были той средой, в которой духовно формировался будущий священномученик. Митрополит Новгородский Арсений говорил о Петре как о воспитаннике Кронштадтского пастыря.

Образ жизни родителей, всё жизненное устроение у Белоликовых и Орнатских намертво привязали сердце Пети к Творцу и Спасителю. В дальнейшем архипастырь не представлял себе детского воспитания без того, чтобы дети не держали ответ за свои мысли и поступки перед Богом.

Он закончил семинарию и академию, и, будучи выпускником 7-го курса, принял постриг с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах.

 В 25 лет молодой отец Пимен был направлен в Персию для проповеди Православия среди христиан-ассирийцев. Вплоть до революционных событий с некоторыми перерывами он находился в землях современного Ирана.

Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюрскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов; издавал миссионерский журнал «Православная Урмия».

 Окормлял отец Пимен и церковные школы, которые устраивали миссионеры для христианской детворы. Иногда путь миссионера лежал в самые отдаленные уголки этой восточной страны. Отец Пимен считал делом своей жизни Евангельское Благовестие. И всегда, где бы ни находился будущий священномученик, в Персии или в родной России, выполняя различные  церковные послушания, с особой любовью он относился к детям и к молодежи.

  В 1911 году отец Пимен назначается на должность ректора Ардонской Духовной семинарии Владикавказской епархии. Неисследимы пути Господни, в этот период происходит встреча и общение архимандрита Пимена и юного Вани Чернова − келейника епископа Арсения (Смоленца), который через несколько десятилетий станет митрополитом Казахстанским и Алма-Атинским Иосифом.

Ардон – это село верстах в тридцати от Владикавказа. С некоторых пор  Ваня мечтает стать монахом-миссионером. Именно таким как молодой отец ректор, недавно прибывший из закавказской миссии.

С 1914 года архимандрит Пимен служит в должности ректора Пермской Духовной семинарии. Два года, проведённые в Перми, стали в недолгой жизни епископа Пимена лучшим временем.

Архипастырское служение владыки Пимена началось в 1916 году. Его хиротония  состоялась на Преображение Господне в Петрограде в Казанском соборе, с назначением на приграничную Салмасскую кафедру в Персии.

Через год, летом 1917 года владыка был назначен епископом Верненским и Семиреченским и направлен в Туркестан.

Сегодня Алма-Ата – южная столица Казахстана, до революции – город Верный. Одним из самых красивых мест города с начала прошлого века является Свято-Вознесенский кафедральный собор. В этом соборе 28 октября 1917 года и совершил первую Божественную литургию епископ Верненский и Семиреченский Пимен. По городу разошлась молва о прекрасном впечатлении, которое архиерей произвёл на людей. Во вступительном слове Владыки прозвучало обещание быть справедливым и милосердным.

Трагедию 1917 года священномученик Пимен предвидел еще за несколько лет до революции.

Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира. При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу - нести утешение народу в его несчастьях.

Семиреченский владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена.

Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей - вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти.

Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы как "контрреволюционные речи с амвона".

 

«….Владыка провел урок, подвел детей к столику, где были приготовлены подарки: иконочки Спасителя и Божией Матери в красивых рамочках, а в сторонке лежала голубая шелковая лента с наклеенным бумажным Распятием. Когда Владыка уезжал из Перми, этот подарок он получил от маленького мальчика и с ним не расставался. А сейчас… Анечка с любовью смотрела на Распятие и вопросительно на Владыку. Владыка подал Анечке голубую ленту с Распятием. Довольные ребятишки с благословением и подарками покидали архиерейский дом»….

Через несколько часов, в этот же день 16 сентября 1918 года в архиерейский дом ворвались большевики. Епископа Пимена увезли в загородную рощу Баума и зверски убили.

В 2000 году епископ Пимен был прославлен в числе новомучеников и исповедников ХХ века.

В 60-х годах минувшего века в Алма-Ате старцу-митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому Иосифу (Чернову) принесли фотокарточку епископа Верненского и Семиреченского Пимена.  Рассказывают,  он  узнал человека на фотоснимке, был  глубоко взволнован и повторял: «Отец ректор! Ардон!» С того момента митрополит Иосиф полюбил прогулки в загородную рощу Баума, где епископ Пимен был расстрелян. Владыка митрополит читал заупокойную молитву, а потом стоял молча, прислушиваясь к шороху высоких деревьев… А издалека к нему обращались голубые веселые глаза отца ректора и будто говорили: «А смерти нет! Христос Воскресе!»

ФОТО С МЕСТА СОБЫТИЯ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ:

Икона дня

Православный календарь

Мысли святых

Других ни за что не осуждай, а то и сам таким будешь.

Преподобный Иосиф Оптинский